В Боснии запущена вторая линия нефтеперерабатывающего завода "Босански Брод", который был реконструирован российской компанией "Зарубежнефть".  Теперь завод способен производить бензин, соответствующий стандарту Евро 5. Разработку и внедрение системы автоматизации (АСУТП) производства бензина на Бродском НПЗ провели несколько российских компаний - системных интеграторов, среди которых ЗАО «Компания СЗМА» (Авторизованный системный интегратор, г. Санкт-Петербург ) и НИЦ "Инкомсистем" (Казань), автоматизировавших различные части технологического процесса. Все компании интеграторы использовали российскую SCADA-систему TRACE MODE 6 (АдАстра Рисерч Груп, Москва) для разработки и внедрения АСУ ТП производства бензина. В ближайшее время Бродский НПЗ  будет способен перерабатывать до 3-х миллионов тонн сырья в год и выпускать бензин, который соответствует стандарту Евро-5. 
 На Бродском НПЗ SCADA TRACE MODE, в частности, использована в автоматизации следующих технологических процессов: 
- установка первичной переработки нефти; 
 - подсистема гидроочистки бензинов; 
 - подсистема очистки сжиженных газов; 
 - установка "Блок разделения риформатов" .
  
Модернизированная АСУТП производства бензина Евро 5 под управлением SCADA TRACE MODE 6 выполняет следующие задачи: 
- автоматическое и ручное дистанционное управление исполнительными механизмами; 
 - получение информации о работе и технологических параметрах объектов автоматизации Бродского НПЗ в реальном масштабе времени; 
 - автоматическую регистрацию и архивирование событий, происходящих в АСУТП, а также на объектах автоматизации; 
 - организацию автоматизированного учета ресурсов; 
 - формирование отчетов о работе объектов, узлов, секций за заданный период времени, автоматически или по команде оператора, с возможностью вывода их на печать; 
 - автоматический контроль состояния аварийных защит. Сигнализация и автоматическая безаварийная остановка по заданным алгоритмам объектов или узлов.
  
Новая АСУТП производства бензина Евро 5 на Бродском НПЗ состоит из следующих частей: 
- Распределенная система управления – часть АСУТП, отвечающая за управление технологическими узлами в штатном режиме; 
 - Система противоаварийной защиты  – часть АСУ ТП, отвечающая за перевод объектов автоматизации Бродского НПЗ в безопасное состояние при возникновении потенциально аварийной ситуации.
  
Для проектирования и внедрения АСУТП производства бензина Евро 5 на Бродском НПЗ разработчики компании СЗМА использовали следующие высокотехнологичные  программные продукты SCADA TRACE MODE 6: 
- Double Force МРВ+ 6 для Windows (2 SCADA-сервера с автоматическим. горячим резервированием);\ 
 - Глобальный регистратор дублированный 6 SCADA TRACE MODE для Windows - Cервер промышленной СУБД РВ SIAD/SQL со встроенной системой горячего резервирования; 
 - Глобальный сервер документирования 6 для Windows на неограниченное число шаблонов - сервер для подготовки документов любой сложности в реальном времени; 
 - NetLink Light 6 для Windows на неограниченное число  шаблонов. Удаленная графическая консоль SCADA TRACE MODE 6, рабочее место оператора с возможностью мониторинга и супервизорного управления. 
  
В SCADA-системе TRACE MODE разработчиками из компании СЗМА создан удобный операторский интерфейс на русском и сербском языках с возможностью переключения в режиме реального времени. 
Уже через год на НПЗ "Босански Брод",  планируют производить около 300 тысяч тонн бензина стандарта Евро 5, этого достаточно, чтобы заправить более 7 миллионов легковых автомобилей.  
После запуска новой производственной линии генеральный директор ОАО "Зарубежнефть" Николай Брунич сказал: "Боролись за результат, который важен как для Республики Сербской и ее народа, так и для инвестиций российских - российского плацдарма здесь. Очень важно, что наши действия стали слаженными, совместными. И сегодня вы видите результат этого". 
SCADA TRACE MODE также используется в АСУТП других участков Бродского НПЗ.
  
Использованы материалы www.vesti.ru  |